Размер шрифта обычный
Интервал между буквами обычный

Инновационная деятельность

Образовательно-реабилитационная программа «Гарденотерапия»

В Никоновском филиале КГАСУСОН « Губахинский ПНИ» разработана и внедрена с августа 2016 г. новая образовательно-реабилитационная программа «Гарденотерапия».

Направленность образовательно-реабилитационной программы:

Реабилитационная программа «Гарденотерапия» предназначена для снижения выраженности психоневрологических дефектов у клиентов ПНИ с нарушениями умственной и физической активности. Программа нацелена на усиления реабилитационного эффекта за счет использования элементов гарденотерапии.

Возраст клиентов участвующих в реализации данной программы:

Программа предназначена для клиентов ПНИ 2-3 группы инвалидности, 2-3 степени ограничения к трудовой деятельности в возрасте от 18 лет, имеющих нарушения интеллекта и поведения.

Новизна

Гарденотерапия (терапевтическое садоводство) - это реабилитационный процесс, направленный на физическую и социальную адаптацию  людей с ограниченными возможностями  посредством  активного или пассивного взаимодействия с растениями.

Актуальность

Программа содержит не только образовательный (познание растительного мира), но и реабилитационный (в т.ч. арттерапия, трудотерапия) и коммуникативный (развитие речевой активности, социальной адаптации) элементы в комплексе, что является основным моментом  актуальности  при применении этой программы. Важной особенностью является поэтапность  проведения программы, которая позволяет постепенно осваивать растительный мир, переходя на более сложные уровни  организации от простых форм.

Цель программы

Целью образовательно-реабилитационной программы является снижение выраженности неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функции. Программа направлена на повышение наблюдательности и уверенности в своих силах, развитие творческой активности, воображения, фантазии, привитие коммуникативных навыков  коллективной работы и взаимодействия.

Функции программы:

  • Психофизиологическая функция – взаимодействие с растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
  • Психотерапевтическая функция – взаимодействие людей с растениями может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
  • Реабилитационная функция – контакты с растениями  являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, способствующим как психической, так и социальной её реабилитации.
  • Функция удовлетворения потребности в компетентности – потребность в компетенции, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.
  • Функция самореализации – одной из важнейших потребностей человека  является реализация своего внутреннего потенциала, осознание собственной значимости для других, представленного в их жизни и в их личности.
  • Формирование элементарных трудовых навыков по уходу за растениями
  • Формирование у клиентов понимания взаимоотношения  природы и человека
  • Содействие психологическому развитию, самостоятельности, организованности при принятии решения.
  • Воспитания гуманности и милосердия

Задачи программы:

Сроки реализации программы (продолжительности образовательных процессов, этапы) формы и режим занятий

Программа состоит из блока  Гарденотерапии, рассчитана на 96  занятий с периодичностью 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не более 45 мин. Программа построена таким образом, что обучающиеся клиенты, проходят поэтапное освоение материала (от простых к более сложным формам  организации). В ходе работы используются разнообразные  формы занятий, которые подбираются  индивидуально к каждой теме (традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнование и др.).

В целом продолжительность реализации программы  составляет один год. Программа предусматривает работу, как в помещении, так и на открытом воздухе.

Ожидаемый результат

В результате проведенной программы у клиентов

  • Снизится уровень агрессивности
  • Повысится уровень коммуникабельности (приобрести навыки работы в коллективе)
  • Снизится невротический настрой  путем тренировки функций мелкой моторики
  • Привьются элементарные трудовые навыки ухода за растениями ( освоить техники работы с садово- огородным инвентарем, научится создавать композиции с растениями, выращенными на клумбе, овладеть навыками культуры труда, самостоятельно вырастить цветы, научиться ухаживать за ними , отслеживать видимые изменения  и фиксировать их доступными способами.
  • Наличие у клиентов определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности и роли для человека.
  • Повысится чувство ответственности
  • Привьется чувство самостоятельности
  • Разовьется эстетическое чувство
  • Повысится уверенность в собственных силах
  • Появится положительная динамика психоэмоционального  состояния

Способы проверки знаний

  • Проверкой знаний служит как выполнение практических  работ, регулярное повторение пройденного материала  в форме беседы  и тестирование
  • Оценка психоэмоционального состояния  психологическими тестами
  • Оценка уровня коммуникабельности
  • Оценка темпа развития специальных умений и навыков
  • Оценка уровня самостоятельности. Умение работать в коллективе

Критерии оценки эффективности реализации программы

1. Подведение итогов происходит в форме диагностирования (тестирования) по результатам занятий.

Результаты реализации программы оцениваются по объему освоенных клиентами знаний, умений и навыков по вышеперечисленным пунктам в разделе ожидаемых результатов, следующим образом:

- Высокий уровень – 65%-100% от суммы максимального количества баллов

- Высокий уровень – 40%-64% от суммы максимального количества баллов

- Низкий уровень - 0-39% от суммы максимального количества балов

Максимальное количество баллов 3

2. Организация тематической выставки.

3. Проведение мастер – класса по итогам работы.

  Работа по данной программе ведется совместно с психологом, для усиления терапевтического эффекта. Для того, чтобы сделать это эффективно, психолог отслеживает процесс эмоционального восстановления и взаимодействия  между окружающей средой и чувствами.

  Мероприятия данной программы направлены на физическое восстановление клиентов с ограниченными возможностями, которые способствуют:

- развитию и улучшению основных моторных навыков – мышечной координации и тренировки неиспользованных мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев,

- увеличению пребывания на свежем воздухе при уходе за клумбами,

-оздоровлению растениями, выделяющие фитонциды (биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы и оздоравливают воздушную среду).

Содержание программы

Программа состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап:

- изучение опыта работы по данной методике;

- разработка  реабилитационно -диагностических карт для проведения первичного обследования и дальнейшей результативности  применения Гарденотерапии в реабилитации клиентов ПНИ;

- создание условий для реализации  программы;

- разработка блоков мероприятий по темам – циклам.

2. Основной этап:

- проведение групповых  занятий в соответствии с тематическим планом (теоретических и практических).

3. Заключительный этап

- проведение контрольно - диагностического обследования достигнутых результатов;

- анализ эффективности мероприятий программы.

3. Основные направления программы 

1. Мероприятия программы направлены на интеллектуальное развитие клиентов с ограниченными возможностями, которые способствуют:

- улучшению навыков общения, развития разных видов памяти и словарного запаса;

- улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;

- стимулированию чувственного восприятия;

- получению новых трудовых навыков (размножение растений, уход за растениями).

2. Мероприятия программы, направленные на социализацию клиентов с ограниченными возможностями,  способствуют:

- взаимодействию внутри группы. Участники программы общаются друг с другом  для достижения общей цели, уважают право каждого на свое мнение, разделяют ответственность, развивают лидерские качества.

3. Мероприятия программы, направленные на повышения эмоционального подъема  клиентов с ограниченными возможностями способствуют:

- усилению чувства собственного достоинства  и веры в себя, усиление адекватной самооценки. Для программы отобраны растения,  которые не сложны в уходе и успешно возрастают. Чувство гордости за успех и чувство ответственности,  пришедшее к успеху, влекут за собой повышение  самооценки. Клиенты понимают, что от них зависят живые существа;

- формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями  на следующей неделе, в следующем году. Важно наблюдение за прорастанием  семян;

- выражению положительной творческой энергии.

Формы работы: (планируются по каждой теме: игра, беседа, поход, экскурсия, викторина)

1. Групповые занятия, мини - лекции, проведение тематических викторин, игр, экскурсий.

  При проведении Программы используются разнообразные формы занятий, которые подбираются индивидуально к каждой теме.

  При проведении теоретических занятий используются компьютерные презентации, фотографии, обучающие фильмы. Используется подкрепление материала в форме демонстрации (на примере живых растений). Объяснение теоретического материала происходит на примере живых растительных образцов (контейнеры с всходами).

Практическая часть занятий очень разнообразна, используются различные формы деятельности, направленные на развитие индивидуальности каждого клиента.

На каждом занятии большую роль отводят наблюдениям и тактильным контактам с живой природой (возможнсть потрогать  траву, понюхать цветы).

Методы работы:

В процессе проведения занятий по Программе применяются следующие методы обучения:

По способу деятельности:

  1. Информационно-рецептивные
  2. Репродуктивные

По способу взаимодействия

  1. Информационно-рецептивные
  2. Иллюстративно-наглядные
  3. Репродуктивные
  4. Коммуникативно-творческие
  5. Позновательно-рефлексивные

Они включают в себя:

  • наблюдение на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира;
  • взаимодействие клиентов с ограниченными возможностями с природой;
  • совместные действия клиента и сотрудников.

Помимо образовательных в данной программе применяются реабилитационные методики гарденотерапии. Основной акцент сделан на реабилитацию посредством пассивной и активной терапии (созерцании, тактильность, коммуникативность, сенсорика, социальная адаптация). В практической части занятий используются приемы арттерапии при создании миницветника, коллажей, поделок.

Методические ресурсы

  • Методическая литература
  • Профессиональные сайты в сети Интернет

Вернуться к списку